Виолончель, Интервью, Классика

Денис Шаповалов: Играл концерт на Северном Полюсе

Виолончель – достаточно редкий музыкальный инструмент. Но те, кто соприкоснулся с этим замечательным инструментом, с уверенностью могут сказать, что это тот инструмент, который ближе всего по своей природе к человеку. Тембр виолончели так похож на человеческий голос. Большинство виолончельных партий можно спеть —  очень удобно. Роскошное виолончельное вибрато не сравниться ни с чем. Барочный белый звук. Дыхание смычка. Но виолончель может не только петь, но и играть рок! Вот с таким удивительным музыкантом, который исполняет рок на виолончели, удалось недавно побеседовать.

Денис Шаповалов – уникальный российский виолончелист, дирижёр, композитор, победитель XI Международного конкурса им. П.И. Чайковского в номинации «Виолончель», первый классический музыкант, который дал концерт на Северном полюсе, создатель Мультимедиа-шоу «Night Streets».

— Денис, расскажите о концерте на Северном полюсе.

Денис Шаповалов: Концерт  на Северном полюсе состоялся в апреле 2007 года. И стал первым концертом классического музыканта в этой точке планеты. Незадолго до этого, я давал интервью одному серьёзному журналу и неосторожно сказал, что играл концерты, практически,  на всех континентах, за исключением Северного полюса. Неожиданно,  через некоторое время получил приглашение поучаствовать в одном путешествии, которое организовывала одна уважаемая компания, в честь 70-летия первой советской  экспедиции на Северный полюс в 1937 году. Я сразу же дал своё согласие. Мне было очень приятно получить такое приглашение и интересно побывать на полюсе. Мы долго летели на специальном самолете, и приледнились на полярной базе со смешным для этого места названием «Борнео». Было не так холодно, как обычно, всего -30 градусов, что для конца апреля практически тепло. Затем, мы  около трёх часов добирались на вертолётах до самой точки «Х». Солнце над головой в это время года никуда не уходит. Полярный день. Установили небольшую палатку, где я и сыграл исторический концерт. В программе звучали сольные произведения: шедевры Баха, Шуберта. Не обошлось, конечно, без «Подмосковных Вечеров», которые мы спели вместе со слушателями, участниками экспедиции и моими новыми друзьями. Нас было всего 23 человека. Ощущения фантастические и очень холодные! Потом, был еще  один концерт, уже на базе. В тёплых условиях. Слушателей было гораздо больше, так как, к нам присоединились путешественники и учёные со всего мира. Так что, будет что рассказать правнукам.

Как правило, все успешные классические музыканты начинают свою карьеру в раннем детстве. Вы тоже не исключение из этого правила. Кто выбрал Вам такой замечательный, но не очень традиционный музыкальный инструмент и как проходили Ваши первые музыкальные занятия?

Денис Шаповалов: Конечно, родители сыграли решающую роль в выборе инструмента. В 4,5 года я начал осваивать один из самых сложных инструментов — виолончель. Требуется, как минимум, около четырёх лет прежде чем человек начинает издавать приличные звуки на струнном инструменте. Поэтому, конечно, в начале удовольствия не много, и надо запастись большим терпением.

— Чем Вы ещё занимались в детстве кроме музыки? Какую  профессию Вы выбрали, если бы не стали музыкантом?

Денис Шаповалов: Изучение виолончели требует большого количества времени. Надо заниматься по много часов каждый день. Это как в некоторых видах спорта (фигурное катание, гимнастика, теннис). Плюс общеобразовательная школа. Так что свободного времени остается не много.

Но, иногда, я думал, что мог бы стать лесничим. Вокруг было много лесов, и я практически каждый день совершал маленькие путешествия по ним.

Вы учились в Московской консерватории у Натальи Шаховской – ученице Мстислава Леопольдовича Ростроповича. Вы так же были знакомы с маэстро.

Денис Шаповалов: В Колледже и Московской Консерватории я учился у знаменитого профессора — Народной артистки СССР Натальи Шаховской. С Мстиславом Леопольдовичем Ростроповичем я познакомился на его очень известном фестивале в Эвиане во Франции. Это было в 1999 году. С того момента я много раз имел уникальную возможность играть вместе с этим Великим Человеком. Бывает, что с детства у вас есть несбыточная мечта. Вы что-то желаете обрести или встретить вашего героя, хотя бы гипотетически.

Мне в жизни выпала такая уникальная возможность. Встретить человека, который был кумиром не только для меня, но и, безусловно, для всех виолончелистов мира. Человек гигантской энергии, обаяния, юмора, Ростропович покрывал своим талантом всю планету. Было большим счастьем играть с ним во многих странах, в самых престижных залах!

Dw0FqWjHY3Q

Какие ещё виолончелисты оказали на Вас влияние? Кто является эталоном?

Денис Шаповалов: Очень многие  известные виолончелисты оказали и оказывают на меня большое влияние. О Ростроповиче я уже сказал. Григорий Пятигорский — один из самых моих любимых исполнителей. Многие его записи являются для меня эталонными. Эммануэль Фойерман, Пабло Казальс, Жаклин Дюпре — величайшие виолончелисты!

— Даниил Шафран  — Ваше отношение к нашему другому прославленному виолончелисту, игру которого очень часто сравнивали с  игрой Мстислава Ростроповича?

Денис Шаповалов: Даниил Шафран, я думаю, один из самых необычных, ярких, оригинальных художников виолончели. Его игру и звук ни с кем никогда не спутаешь. Он создал свой неповторимый стиль и почерк. Интерпретации Шафрана всегда поражают своей самобытностью. Я считаю, что его игра ни с кем несравнима. Это игра абсолютной уникальной Индивидуальности.

— Ваши любимые композиторы? Какую музыку кроме классической Вы ещё слушаете?

Денис Шаповалов: Чайковский, Шуберт, Бетховен, Моцарт, Рахманинов, Дебюсси — вот небольшой список великих композиторов, которых я могу назвать своими самыми любимыми. Но, чтобы не обижать других, скажу, что их гораздо больше. С юности начал слушать прогрессивный рок и очень его полюбил. Такие рок-группы, как «Pink Floyd», «Deep Purple», «Queen», «Led Zeppelin» и многие другие внесли большой вклад в формирование моего взгляда на окружающий мир. Очень люблю джаз — особенно 30-50х годов прошлого века.

— Сейчас довольно модно играть музыку в стиле «Crossover». Появилось виолончелисты, которые играют рок на виолончелях: финская «Apocalyptica», дуэт из Хорватии «2СELLOS». Кстати, один из участников дуэта «2CELLOS» Степан Хаузер тоже занимался с М. Ростроповичем. Что Вы можете сказать об этом явлении, о том, что многие классические музыканты начинают играть в таком стиле, совмещая классические концерты и рок-концерты?

Денис Шаповалов: Виолончелисты, вообще, хард-роковый народ. Появление таких групп как «Apocalyptica» было вполне предсказуемо. Я очень хорошо отношусь к такому смешению классического и рокового стилей. Это всегда привлекает много новых слушателей из разных армий. Так же я уверен, что музыканты с хорошим чувством вкуса могут смешать хороший музыкальный коктейль из разных направлений и жанров.

— Вы сами являетесь создателем подобного проекта под названием «Night Streets», в котором Вы выступили ещё и в роли композитора.  Как появилась идея Мультимедиа-шоу «Night Streets»?

Денис Шаповалов: Я давний поклонник рок-музыки и всегда мечтал создать что-то подобное. Поэтому, постепенно появилась мысль сплетения классической виолончели с рок-инструментами, сплав классики и прог-рока, джаза. Я решил не использовать чужую музыку — не делать переложения, а начал придумывать свою. Сначала  материал собирался дома, затем на протяжении полутора лет записывался в профессиональной студии. Такая долгая по времени запись, объясняется тем, что я решил записать почти все треки и инструменты сам. Поэтому на альбоме можно услышать в моём исполнении не только виолончели (в большом количестве), но и гитару, бас-гитару, клавишные, синтезаторы. К сожалению, я пока не освоил барабаны. Постепенно появилась мысль сделать на основе записанной музыки целый концерт. Так что сейчас это полноценный рок-концерт со всеми сопутствующими атрибутами, барабанами, гитарами, клавишными, светом и видео. Каждый раз стараемся что-то трансформировать и модернизировать.

— Вы были в жюри Международного телевизионного конкурса юных музыкантов «Щелкунчик». Хочется услышать Ваше мнение о детских конкурсах, нужны ли они или нет, и как влияют на детей результаты конкурсов?

Денис Шаповалов: Конкурсы — большое испытание и стресс для психики, а для ребёнка ещё более сильный. Поэтому, к конкурсам я отношусь осторожно, а к детским тем более. Однако, сейчас конкурс, это один из способов о себе заявить, и конкурс «Щелкунчик» даёт такую возможность напрямую с «голубого экрана». Конечно, дети, не прошедшие на следующие этапы, очень расстраиваются. Я им всегда очень сочувствую, потому что даже, чтобы просто участвовать в конкурсе, нужно проделать огромную работу.

— Есть ли достойная смена среди юных виолончелистов  в России?

Денис Шаповалов: Слава Богу, дети талантливые рождаются, и многие, удивительно, выбирают виолончель. Так что, всё будет в порядке.

Сколько инструментов у Вас в личной коллекции, и на каком инструменте Вы играете сейчас?

Денис Шаповалов: Встреча с «твоим» инструментом очень важна в жизни каждого инструменталиста. Я ждал её очень долго. После победы на конкурсе им. П.И Чайковского я полгода жил без инструмента, и позже приобрёл виолончель итальянского мастера Джузеппе Фиорини из Болоньи. На тот момент ей было всего 110 лет, и играл на ней около 12 лет. Сейчас она отдыхает, так как два года назад я открыл для себя замечательного мастера, который, не сомневаюсь, будет будущим Страдивари. Его зовут Габриель Якоб. Он сделал для меня два инструмента, совершенно прекрасных, на которых я сейчас играю. А так, дома находится целый питомник из виолончелей, гитар, электровиолончелей и различных этнических инструментов из многих стран.

_9wYq56W08c

— Почему Вы решили заняться дирижированием? Где и у кого Вы учились?

Денис Шаповалов: У меня папа дирижёр, и как-то с детства я наблюдал всю эту кухню. Имея к дирижированию определённые наклонности и способности, я подумал, что попробовать никто не запрещает. И вот уже на протяжении 9 лет я с успехом осваиваю это искусство. Учился я в Московской Консерватории у замечательного, мною любимого профессора — дирижёра Валерия Полянского.

— Вам больше нравится выступать как солисту с оркестром или исполнять камерную музыку?

Денис Шаповалов: Я люблю играть и симфоническую музыку и камерную. Особенно если партнёры хорошие.

Александр Вершинин – Ваш постоянный партнер в концертах камерной музыки. Откуда такое постоянство? И важна ли дружба в совместной работе? Она помогает или к чему то обязывает?

Денис Шаповалов: С Александром Вершининым мы играем и дружим более 15 лет. За этот период многое пережили и переиграли в различных точках планеты. Он чудесный музыкант и настоящий друг. Мы играем, как говорится, чувствуя друг друга на 10 тактов вперёд. Дружба очень важна в совместном деле. И даёт прекрасные результаты.

— Вы сейчас не часто выступаете в Москве.  С чем это связано?

Денис Шаповалов: Москва — пресыщенный город. Сотни событий, мероприятий. Не все они достойны внимания, и это размывает и публику, и её качество. Достаточно сложно организовать и провести концерт в столице. Если играешь, как приглашенный солист – это одно, но если инициировать что-то самому, то это, как правило, большие физические и финансовые затраты.

— Что Вас вдохновляет и поддерживает в жизни?

Денис Шаповалов: Вся моя жизнь наполнена Музыкой, разной Музыкой, разных направлений и жанров. Музыка — есть вдохновение.

— Поделитесь дальнейшими планами с читателями газеты. Не планируете ли Вы приехать с концертом в Наро-Фоминск?

Денис Шаповалов: В планах концерты, написание новой музыки для шоу, воспитание сына и ежеминутное получение удовольствия от жизни. В Наро-Фоминск — с большим удовольствием! Это так близко! Странно, что я ещё не был у Вас.

 

Юлия Калашникова.

источник: http://www.osnova-nf.ru/index.php?a=5422

Фото из личного архива Дениса Шаповалова.

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com