Московская премьера Реквиема Карла Дженкинса завершила IX Рождественский фестиваль в Доме музыки

Кульминацией и финальным аккордом IX Рождественского фестиваля духовной музыки стала московская премьера Реквиема современного английского композитора Карла Дженкинса. Грандиозное сочинение, исполненное на сцене Светлановского зала 27 января, представили художественный руководитель форума Владимир Спиваков, Национальный филармонический оркестр России, Академический Большой хор «Мастера хорового пения» и солисты.

Премьера нового сочинения собрала огромное количество ценителей классики, а его исполнение прошло с феноменальным успехом. Публика многократно вызывала артистов на сцену, в результате чего музыканты исполнили одну из частей Реквиема на бис. В начале вечера слушателей со сцены поприветствовал митрополит Волоколамский Иларион, наравне с Владимиром Спиваковым осуществляющий художественное руководство смотром. Митрополит отметил значимость фестиваля для жизни Москвы, его самобытность и высокий художественный уровень программ. Владимир Спиваков перед концертом также подчеркнул, что афишу форума традиционно отличает оригинальность и разнообразие: «В Доме музыки в этом году выступили замечательные коллективы: Хор Валаамского монастыря представил чудесную программу, приехали юноши King’s Singers, сохраняющие давние английские традиции акапельного пения, прошел концерт Норвежского королевского хора мальчиков. Когда мы еще можем все это услышать? Только на таком фестивале! К тому же Владыка Иларион исполнил замечательные сочинения Арво Пярта, которого я очень люблю и который даже посвятил мне одно сочинение. Мне кажется, что такое разнообразие очень интересно!».

Реквием, завершивший фестиваль, Карл  Дженкинс написал в 2005 году, посвятив его памяти своего отца. В том же году состоялась премьера произведения в Великобритании, а спустя пять лет сочинение впервые прозвучало в России. Однако в Москве оно ни разу не исполнялось. «Когда я изучил эту партитуру, я понял, что это великое сочинение, – вспоминает Владимир Спиваков. – А уж когда вы влюбляетесь в музыку, начинаете понимать, о чем она, то сочинение становится частичкой вашей души».

Реквием имеет необычную структуру – к традиционным частям заупокойной мессы Дженкинс добавил Pie Jesu и In Paradisum, а литургический латинский текст дополнил лирическими японскими стихотворениями хайку (хокку) о жизни и смерти, перевод которых лично читал со сцены Светлановского зала Владимир Спиваков. «Удивительным является сочетание японских стихов и латыни. Я понимаю, почему композитор взял японские стихи. Он хотел музыкой соединить людей, как он сам написал: „Я хочу, чтобы люди всего мира стали более дружелюбными“», – подчеркнул маэстро.

В концерте приняли участие Академический Большой хор «Мастера хорового пения», Национальный филармонический оркестр России под управлением Владимира Спивакова и солисты – Анна Аглатова (сопрано), Егор Парфенюк (дискант), Сергей Журавель (флейта) и Илона Нокелайнен (арфа). Японские стихотворения исполнили певицы в традиционных национальных костюмах – Евгения Курова (сопрано), Анна Немзер (меццо-сопрано) и Ангелина Зеленская (меццо-сопрано). В составе оркестра были представлены национальные японские музыкальные инструменты – дарбука, тайко и другие экзотические ударные.

Информация и фото предоставлены пресс-службой ММДМ.