«…Откуда он? – Никто не знает. — Кто были его родители? — Неизвестно. — Чей он ученик? — Должно быть, большого мастера…» — так начинается цикл очерков Эрнеста Теодора Амадея Гофмана «Крейслериана». В этом произведении главным действующим лицом является капельмейстер Иоганнес Крейслер – талантливый музыкант и композитор, глубокая и неординарная личность, для которого музыка являлась наивысшим видом искусства, имеющим абсолютную ценность.
Как известно, в образ Крейслера Гофман вкладывал свое миропонимание и мироощущение, где только искусство может нести в мир добро и правду.
Но это XIX век – романтизм, с его обращением к внутреннему миру человека, к одиночеству одаренной творческой личности. А что же в наше время? Сохранились ли в наш прагматичный век подобные герои-романтики, находящие гармонию исключительно в музыке, оправдывающие высказывание английского искусствоведа Уолтера Патера «Любое искусство стремится к тому, чтобы стать музыкой».
Надо сказать, что и в современном культурном пространстве существует немало людей, искренне верящих, что смысл жизни можно найти только в искусстве. Одним из таких музыкантов-романтиков наших дней является композитор Андрей Микита – композитор, доцент РАМ им. Гнесиных, член правления Союза композиторов Москвы, председатель творческого объединения МОСТ (Музыкальное Объединение «Современная Традиция») Союза московских композиторов.
Но если о романтическом герое Гофмана мы не располагаем никакими анкетными данными, то биография нашего героя более доступна.
Андрей Иштванович Микита родился в Ленинграде (Санкт-Петербурге) в 1959 году. Учился в Ленинградской, а затем — в Московской консерваториях по классу фортепиано и композиции у таких педагогов, как Натан Перельман, Станислав Нейгауз, Борис Тищенко, Юрий Симакин, Тихон Хренников.
Отец Андрея Микиты – Иштван Иштванович Микита – хоровой дирижер, заслуженный работник культуры РСФСР.
Основные сочинения композитора: балет «Гадкий Утёнок», оркестровая поэма «Франко-прусская война», концерт для виолончели с оркестром «Ромео и Джульетта», хоровой концерт «Богородичные песнопения», кантата «Литургия красоты», оратория «Семь песен о Боге», кантата «Песни о брошенных детях», а также большое количество духовных песнопений для хора.
С 1987 года пишет духовную хоровую музыку, которая является основой его творчества.
И здесь мы еще раз наблюдаем непосредственную связь с гофмановским персонажем. Как известно из произведения Э. Гофмана «Житейские воззрения кота Мурра…», капельмейстер Иоганнес Крейслер после всех своих жизненных перипетий находит приют в монастыре. Именно там он впервые испытывает душевное равновесие, полностью посвящая себя музыке.
Герой же наших дней – композитор и пианист – не меняет, безусловно, так кардинально свою жизнь, хотя мысли об уходе в монастырь его посещали неоднократно. Однако и вне святой обители Андрей Микита не мыслит себя без создания музыки, причем, большая часть его произведений – это именно духовная музыка, которая, несомненно, развивает красоту души и способствует общему духовному формированию человека.
Одним из наиболее необычных по замыслу сочинений композитора – оратория для солистов, хора и симфонического оркестра «Семь песен о Боге», в основе тематизма которой — мелодии песен Бориса Гребенщикова, лидера рок-группы «Аквариум». Эта необыкновенная интерпретация несет в себе огромную просветительскую и этическую направленность, привлекая к академической и, в частности, духовной музыке большую часть современной неформальной молодежи. Эта оратория, как, впрочем, и все творчество автора — своего рода антитеза некачественной музыке, так широко распространенной в наше время.
Основная тема творчества Андрея Микиты — вера. Его путь — это путь к Богу через высшую правду, высшую истину – музыку. Композитор стремится к тому, чтобы музыка имела не только развлекательный характер, но и стремилась к Свету в высшем понимании этого слова. Яркая и неординарная личность, талантливый музыкант все жизненные явления воспринимает через призму мистической предопределенности, что, безусловно, сказывается на глубине замысла его сочинений.
Однако его возвышенная душа не мешает сочинять и достаточно веселые, забавные произведения. Ярким примером подобных сочинений является десертная поэма «Тирамису». Но и тут наш персонаж не изменяет своей романтической натуре: тирамису — символ кулинарной любви, музыка для нашего героя – также символ любви. Соединив эти два символа в своей музыкальной поэме, А.И. Микита выступает приверженцем удивительно романтической музыки. Для него, как и для Иоганнеса Крейслера, неземная любовь и неземная музыка – единственное, что имеет абсолютную, истинную ценность.
В какой бы жанровой сфере не писал музыку Андрей Микита – инструментальная, вокальная, хоровая, духовная, симфоническая – он всегда остается неисправимым романтиком-идеалистом, верящим в высшую силу искусства, способную нести людям вечные ценности, облагораживая душу и возвышая личность.
А 8 февраля в 19.00 в Большом зале консерватории можно будет увидеть Андрея Микиту еще и в качестве дирижера на московской премьере его мистерии «Князь Владимир». Приходите!
Любовь Черенкова