Совсем недавно состоялся уникальный фестиваль «Гитара. От классики до рока», идейным вдохновителем которого является гитарист-виртуоз, профессор Государственной классической академии им. Маймонида Евгений Финкельштейн. Многогранная личность, горячо любящий свой инструмент и с огромной самоотдачей способствующий объединению высококлассных гитаристов разных направлений в одном фестивале, Евгений рассказал нам о столь нестандартной идее, а также о своем пути в мир гитарной музыки.
— Евгений Юльевич, что привело Вас именно к гитарной музыке? Были какие-нибудь еще варианты применения Вашей артистической натуры?
— Был вариант другого инструмента, когда мне было семь лет. Тогда меня мама отдала заниматься в музыкальную школу по классу фортепиано. Это было ужасно и мучительно – целых два года. Через два года мама отпустила меня, и я перестал мучиться. А в возрасте одиннадцати лет мне захотелось играть рок на соло-гитаре. Тогда моя мама обратилась к одному гитаристу – Александру Ситковецкому из группы «Автограф» и спросила: как моему сыну лучше заниматься – он тоже хочет играть на соло-гитаре в рок-группе. Ситковецкий ей ответил: пускай начинает на классической гитаре – это хорошее начало, а там – жизнь покажет. Так и была выбрана гитара.
— Каковы были Ваши первые шаги? Что было самым сложным в Вашей профессии?
— Был непростой этап, когда я хотел играть рок, а меня отдали на классическую гитару. Моему великому педагогу Александру Фраучи было непросто, потому что мне хотелось играть рок, а он со мной занимался вариациями Фернандо Сора. Это было что-то такое, что надо было пройти на пути к року. Но постепенно Александр Камиллович Фраучи погружал в мир образов внутри пьесы, и это стало настолько увлекательно и интересно, что уже при поступлении в училище захотелось играть на классической гитаре. Но даже этот этап я не могу назвать сложным… Сложно порой бывает совмещать активную концертную деятельность с преподавательской. Вот это бывает непросто: если хочешь заниматься по-настоящему, играть концерты и вместе с тем стараться с чистой совестью относиться к своим ученикам, тогда учеников должно быть мало. Пожалуй, это был непростой этап, когда из десяти учеников нужно было оставить четыре-пять.
— Расскажите о концерте или фестивале, который Вам запомнился больше всего?
— С каждым концертом связано какое-то воспоминание. Я бы так сказал: особенными можно назвать счастливые концерты, когда сам наслаждался во время игры. Когда уровень наслаждения был высоким и ничто этому не мешало.
— Какого жанра произведения занимают основное место в Вашем репертуаре? Играли ли Вы, к примеру, джаз или рок? Как относитесь к другим направлениям?
— Рок я как любил, так и люблю, хожу на концерты, слушаю музыку. Просто я его не играю. Хотя, не так давно был фестиваль в Германии, где в рамках фестиваля классической гитары факультативно было предложено ребятам четырнадцати-пятнадцати лет приготовить небольшую программу в составе рок-группы. И меня пригласили сыграть. А я очень давно не играл медиатором, очень давно не играл на электрогитаре. Мне казалось, я уже давно забыл эти ощущения. Однако, позанимавшись, получил большое удовольствие от совместной игры. Но это носило эпизодический характер. На сцене я играю академическую музыку.
— Вы выступаете, в основном, как сольный гитарист? Чем отличается сольное исполнение от группового, в ансамбле?
— На 95% я играю соло. Есть концерты, где я играю в ансамбле Трио Паганини для скрипки, гитары и виолончели, Квинтет Бокеррини для двух скрипок, альта, гитары и виолончели или с оркестром. Но больше всего я люблю играть соло. Для, того чтобы быть свободным на концерте и достаточно подготовленным, необходимо репетировать. И когда я общаюсь сам с собой — я общаюсь сам с собой каждый день в течение многих лет, то есть, занимаюсь сам. А с ансамблем программа меньше готовится по времени, чем сольная. Плюс существует такой фактор – вы приезжаете в другой город, предстоит встреча с оркестром. Вы не знаете, что это за люди. Чаще всего, музыканты – приятные люди, но бывает по-разному. И бывает, что вы должны продираться через какие-то трудности характера.
— Вы также активно занимаетесь преподавательской деятельностью. Как Вы считаете, чему необходимо, в первую очередь, научить студентов, помимо технического совершенствования исполнения?
— Очень важно, чтобы у исполнителя внутри пьесы не было смысловых «белых пятен». То есть, каждая пьеса – это как маленькая жизнь. Человек не может всю жизнь прожить в нейтральном вялом состоянии. Он может быть влюблен, он может быть в состоянии ярости, мести и так далее. Вот и пьеса должна быть наполнена разными состояниями. Исполнитель должен быть как драматург, он должен выстроить пьесу. И в этом исполнитель должен получать удовольствие. Чтобы он выходил на сцену не экзамен сдавать, а наслаждаться каждой музыкальной фразой.
— Расскажите немного о фестивале «Гитара. От классики до рока». Как Вам пришла идея организовать этот фестиваль?
— Истоки этой идеи связаны с моей дорогой, ведь я пришел к классической гитаре через рок. Мне хотелось играть рок еще в советские времена, когда это было не очень хорошо.. И тот рок, который мы пытались играть, тоже был цензурируемый. Получилось, что я пришел к классической гитаре, недополучив рок, не доиграв его немножко. И эта идея фестиваля — в какой-то степени довоплощение мечты. Это соединение классики и рока, когда в одном концерте встречается то, что на первый взгляд кажется таким несовместимым, разным и полярным. Мне казалось — это очень свежо, интересно, спорно, провокационно. Этот фестиваль разрушает музыкальные группировки. Мне кажется, рок и классика очень близки.
— Вы уже планируете следующий фестиваль? Какие сюрпризы ожидаются?
— Следующий фестиваль – это своего рода микро юбилей. Это пятый фестиваль. Будет два концерта – 17 и 24 февраля 2017 года на сцене театрального зала Московского международного Дома музыки. Первый концерт – это классическая гитара и гитара акустическая с вокалом. Классическая гитара будет представлена прекрасным французским гитаристом Реми Жюссельмом — это удивительно обаятельный музыкант. Особое его качество – свобода. Он свободен не просто технически, он свободен внутри, насколько он естественен в музицировании, плюс особое интеллигентное обаяние. В его программе будет звучать разная музыка – от гитарной классики до современной музыки. Второе отделение – акустическая гитара с вокалом – прекрасный исполнитель Дэйв Гудмен – виртуозный гитарист, прекрасный вокалист. И вот такое богатое сочетание этих двух линий дает взрывной результат, как в певучем материале, так и в песнях, где есть драйв. Второй концерт как раз вмещает в себя все название фестиваля «Гитара. От классики до рока». Классическая гитара будет представлена мной. Рок будет представлен блестящим выдающимся музыкантом Виктором Смольским. Причем, Виктор Смольский выступит как электрогитарист, но также он будет играть и на виолончели. Акустическая гитара будет представлена прекрасным гитаристом и композитором из Германии Петером Фингером — это очень глубокий музыкант. Он играет на акустической гитаре, в его пьесах есть и элементы рока, и джазовые элементы. Кстати, что очень интересно (я только сейчас заметил эту общность в нашем концерте): Петер Фингер играет на акустической гитаре, но он сын профессионального симфонического дирижера. А Виктор Смольский – сын известного белорусского композитора. Мне кажется, в нашем концерте эта общность присутствует при всей разности наших гитар. Кстати, мы с Виктором Смольским собираемся также сыграть дуэтом: гитара классическая и электрогитара. Сочетание разных тембров, и вместе с тем – это один инструмент. Это же потрясающе: один инструмент, и такой многогранный, вмещающий в себя столько миров.
Официальный сайт: http://finkelstein-guitar.com/ru/
Любовь Черенкова
Фото: Константин Козлов, Юлия Калашникова