Изобразительное искусство, Интервью

Ксения Фёдорова. Картины из… косметички

Мы познакомились с Ксенией Фёдоровой летом на Международной выставке Antidot в московской галерее «Арт-коробка». Среди множества работ в традиционных техниках мой искушённый взгляд уловил необычность исполнения шаржей на известных музыкантов мира классической музыки: Екатерина Мечетина, Любовь Казарновская, Александр Князев… Пастель? Акрил? Восковой карандаш?.. Оказалось… губная помада!

Губная помада и музыкальные картины – удивительное сочетание! Сегодня поговорим с художницей, чья авторская техника стала настоящим ноу-хау в изобразительном искусстве.

— Ксения, расскажите, как пришла идея рисовать губной помадой?

— Это очень давняя история. Знаете, куда пошла мамина косметика с истёкшим сроком годности в далёком 1995 году? Я начала рисовать ею на плотной бумаге! В условиях дефицита изобразительных средств в детстве я совершила настоящее открытие, сама не подозревая о том. Сначала это были сочные, роскошные букеты, бионические зарисовки: мальвы, гладиолусы, розы – те цветы, которые словно бы сами «просятся» на королевские «портреты», не соглашаясь на то, что доступно их более скромным подругам: ромашкам и ландышам. Потом начала рисовать людей с приобретением профессионального навыка художника сначала в детской школе искусств, потом – на художественно-графическом факультете. С тех пор вот уже 25 лет я использую декоративную косметику как полноценный материал для экспериментальной графики. На многих международных выставках и конкурсах есть такая номинация «Экспериментальная графика». И я хорошо встраиваюсь в этот формат.

— А какую косметику вы предпочитаете для рисования? Наверное, премиальной помадой рисовать приятнее?

— Это один из самых больших мифов, созданных фэшн-индустрией: дорого – значит, качественно. По большом счёту, для картин это неважно. Для рисования я предпочитаю косметику самую экономичную по стоимости, поскольку идёт большой расход материала на один лист и знаю, где её закупить. А поскольку во время пандемии коронавируса всё больше женщин отказывается от косметики, в частности, губной помады, из-за ношения медицинских масок, рынок существенно просел, и появилось много выгодных ценовых предложений. Конечно, осознавать, что оставленные на бумаге линии принадлежат товару класса «люкс», приятно. Но на качестве изображения это не сказывается.

— Не выветривается ли помада с поверхности, на которой рисует художник?

— Нет. Основные компоненты помады — основа, добавки, красящая смесь и отдушки. Форма губной помады определяется воском, который обеспечивает её прочность и пластичность. Для производства помады изначально применяли натуральный пчелиный воск. Однако из-за его аллергенных свойств   сегодня высококачественную помаду чаще всего изготавливают на основе натуральных восков растительного происхождения. Какой вид помады меня не интересует, так это гигиеническая, которая не имеет красителя и не оставляет зримых следов.

Ксения, я знаю, что вы ко всему прочему ещё и дипломированный визажист. Как помогает это в рисовании декоративной косметикой?

— Образование визажиста даёт более полное представление об арсенале косметических средств и их свойствах, ты глубже знаешь отрасль, марки, комбинаторику косметики. Что я имею ввиду: существует определённая последовательность в мейк-апе. Есть так называемый обратный порядок нанесения макияжа, когда первоначально «делаются» глаза, потом – лицо. Такой вид мейка выбирают, если у нас крайне ограниченное количество времени (невеста опоздала к визажисту, конвейер моделей в подиумных съёмках и т.д.), много сыпучих материалов (тени, блёстки), а также на вкус мастера – кто как привык делать. Есть и традиционный порядок нанесения макияжа от работы с кожей до туши или хайлайтера. И это неслучайно: слой за слоем косметика начинает дружить между собой, пусть на коже, но и бумага стерпит не всё. Поэтому эти хитрости существенно упрощают мне работу как художника.

 

— А как вы это делаете? Ну, вот мы привыкли, что масло наносят на палитру, а дальше работают мастихином или кистью, карандаш мы просто держим в руке… Что – в вашем случае?

— Инструментарий постоянно пополняется, поскольку это безграничный эксперимент. Можно держать помаду, как при нанесении макияжа, можно постругать её ножом прямо на картон, а можно и натереть на палитру и потом мазать пальцами… Да, у меня есть свои излюбленные приёмы. Но они не догма.

— На чём рисуете?

— На бумаге, картоне, ткани, зеркалах, кривых зеркалах.

— А вы сами краситесь помадой?

— Да, я люблю помады, и мне интересна сила воздействия макияжа на психологию взаимоотношений людей, я постоянно за этим наблюдаю. Не удивлюсь, если помаду изобрели женщины, чтобы обольщать и править миром – наверное, чёрта логично было бы делать женщиной! Исторически установлено, что впервые помаду стали использовать в Месопотамии примерно 5 тыс. лет назад. В Древнем Египте она изготавливалась из красного пигмента, пчелиного воска и животного жира. Кстати, египтянки предпочитали помады тёмных оттенков, поэтому пусть вас не удивляет голова Нефертити с губами плотного тёмного оттенка – царица считалась иконой стиля. Известно, что и Клеопатра тоже не была равнодушна к помаде. Для её изготовления подданные измельчали красных муравьев и некоторых жуков. Например, для того, чтобы получить 200 г карминового красителя, требовалось растолочь 35 тыс. жуков. Из Африки помада попала в Европу – древние Грецию и Рим.

— Интересно! Много ли косметики нужно вам на одну картину?

— В среднем, на один хорошо проработанный творческий портрет или шарж у меня уходит 10-15 оттенков губной помады. Незаменимы в передаче нюансов тона тональные основы, антисерн, комуфлирующие средства, помады для бровей, тени, румяна, средства для контуринга. Шиммеры, глиттеры чудесным образом ложатся на ещё сырые пастозные мазки, и художнику не нужно применять специальный клей для глиттера так, как если бы вы наносили его на свои веки. Потрясающие эффекты дают линии разной толщины карандашей для губ, бровей и глаз, кисти маскарографа. Бог создал женщину, а женщина нарисовала свой мир!

— Я не могу поверить, что рисовать косметикой можно вот так запросто… Она не растекается?

— Мне часто задают этот вопрос. Для меня важно, что косметика не растекается, не разъедает бумагу, долго хранится и способна к полному высыханию. Я сохранила пару графических работ, это садовые цветы, которым более 20-ти лет, палитра не потеряла насыщенность. Только в текущем году у меня прошло две выставки декоративной косметикой, ставшие заметным культурным явлением Москвы: на Международном фестивале искусств «Галантный М’АРТ» в концертном зале «Дом Рахманинова» и Международной выставке ART-Antidot в выставочном пространстве «Арт-коробка». Экспозицию составили творческие портреты и шаржи на известных классических музыкантов, которые посетили открытие.

 

— Да! Очень интересно, причём, ведь не только женщинам… А кого из знаменитостей вы рисовали?

— Владимир Спиваков, Юлия Лежнева, Денис Мацуев – эти имена первыми пришли на ум. Положительные отклики пришли от пианистов Бориса Березовского и Екатерины Мечетиной, трубача Вадима Эйленкрига, кларнетиста Игоря Фёдорова, виолончелиста Александра Князева, юного Моцарта наших дней Елисея Мысина, поклонников Юрия Башмета и Любови Казарновской. Некоторых из них я рисовала по многу раз с вариациями по просьбам поклонников, у которых дома поселились эти работы.

— А как они попадают к людям?

— По-разному картины приходят к своим владельцам: через аукционы, подарки, заказы, мастер-классы… После выставок всегда наблюдается всплеск интереса публики, и ты знакомишься всё с новыми и новыми людьми.

— Да, тем более, вам как продюсеру концертов классической музыки это нетрудно. Вот, какой вопрос меня интересует: портреты, но ещё и шаржи. Откуда у вас любовь и понимание сатирического жанра?

— По натуре я сатирик. И поэтому люблю гротеск, метафору, эксцентрику. Человек вообще любит игру, а искусство, я считаю, есть величайшая из игр, придуманных человеком.

— И, кстати, помада – тоже часть этой великой игры!

— Да, часть театральности, скоморошества и придумки! Разве не забавно, что продажи помады возрастают в дождливые и мрачные дни? Женщины при-ду-мы-ва-ют! А тот факт, что изобретательница карандаша для губ королева Англии Елизавета I на смертном одре нанесла на губы половину тюбика помады?

 

— Женщина есть женщина!

— В 2007 году я стажировалась в арт-студии американского шаржиста Юджина Стэнтона, штат Южная Каролина, и познакомилась с жанром шаржа, прошла большую практику с натуры. Потом училась на художника профессионально, издала учебник по шаржу, получив понимание истории и особенностей жанра шаржа и отличие его от карикатуры, комиксов и портрета. К сожалению, то, что мы видим в интернете при введении в поисковой строке слова «шаржи» ничего общего с нашим почтенным жанром не имеет. Все эти человечки с большими головами в бане, на танке или с удочками – это кич. Надо ориентироваться на работы классиков: Д. Бисти, Д. Моора, Кукрыниксов, Б. Ефимова и др. Шарж – это привилегия художников-пересмешников. Есть художники-передвижники, а есть – пересмешники, которые любят условность, стилизацию, гиперболу. Ещё Марк Твен писал, что из всех животных только у человека есть чувство юмора, правда, у него-то как раз – и менее всего на это причин!

— Большое спасибо за интересный рассказ!

Елена Иванова

Фото из архива автора

WP2Social Auto Publish Powered By : XYZScripts.com