2 ноября 2024 г. в Галерее классической фотографии на Саввинской набережной, 23/1, состоялась церемония открытия выставки картин ведущих художников, работающих в технике акварели, России и Беларуси «Параллельные миры». Организатор выставки Творческое объединение «Мир Современной Акварели» под руководством директора Кругловой Алёны с гордостью представляет уникальное событие в мире искусства.
На этой выставке собраны произведения 18 талантливых мастеров акварельной живописи, каждое из которых отражает неповторимый мир и вдохновляет зрителей своей красотой и глубиной. Экспозиция выставки включает в себя более 120 работ, каждая из которых является уникальным произведением искусства. Каждая картина, представленная на выставке, открывает перед нами свой собственный мир, полный эмоций, мыслей и впечатлений.
На первом этаже Галереи Классической Фотографии разместились арт-маркеты и тест-зоны партнеров, представляющих различные товары для художников с большой скидкой для посетителей Галереи, а именно Красный Карандаш, Невская палитра, ГАММА, Roubloff, МРМ Art.
Выставка расположена на втором этаже Галереи и сразу же привлекает внимание посетителей своим разнообразием и красочностью.
На вернисаже музыканты струнного трио «Поэмика» исполняли живую музыку, создавая атмосферу изысканности и элегантности. А танцевальный коллектив «Вектор» открыл вечер танцевальным номером под «Вальс цветов» П.И. Чайковского. Не могло оставить равнодушным великолепное выступление творческого объединения «Вера Арте» — зритель услышал фрагменты из произведений А. Вивальди и А. Пьяццоллы «Времена года».
Церемонию открытия вёл Сергей Сажин, он рассказал о выставке и представил её организаторов — Творческое объединение «Мир Современной Акварели» (ТО «МСА»), которое занимается популяризацией и развитием современного искусства. Директор объединения Круглова Алёна рассказала о том, что в этом году проект получился особенным и уникальным благодаря участию ведущих художников России и Беларуси. Хотелось бы в экспозиции видеть больше художников, но к сожалению, место в галерее не смогло вместить всех.
Затем, председатель и сооснователь ТО «МСА», художник-акварелист мирового уровня Илья Ибряев подчеркнул уникальность выставки, несущей солнечный поток энергии в своём пространстве и делающей всех внутри неё радостными и счастливыми. Каждый автор уникален и представляет в виде картин свой мир и свою жизнь. Всё сходится в концепции просвещения, как говорил М.В. Ломоносов «Токмо просвещение». Просвещение и культурное наследие наших традиций — это всегда наша стезя.
После вступительных слов организаторов, были приглашены художники — участники выставки, которым, после торжественных слов, организаторы и партнёры вручили различные подарки.
В конце вечера был проведён благотворительный аукцион картин художников — участников выставки. В аукционе принимали участие картины художников:
- Ольги Литвиненко
- Марии Курбатовой
- Сергея Курбатова
- Сергея Алдушкина
- Дмитрия Родзина
Стоимость лота начиналась всего с 3000 руб. Все вырученные деньги были направлены на благотворительные цели для Крымского детского хосписа.
Среди гостей, присутствовавших на открытии выставки были председатель Гильдии «Символическое искусство» и секции «Тревел-фотография» Евразийского Художественного Союза, президент Всемирного акварельного союза, президент Международного союза фотохудожников, член Международного творческого союза художников России, член Профессионального союза художников России Аркадий Бабич, Вячеслав Климов (РЕН ТВ) и другие.
Интервью автора статьи Артёма Кочаряна с директором и сооснователем ТО «МСА» Алёной Кругловой:
Артём Кочарян: По какому принципу были отобраны художники на данную выставку?
Алёна Круглова: В России и Беларуси существует много талантливых художников, чьи произведения вызывают восхищение и восторг у зрителей. Однако, из-за ограниченных площадей, мы можем представить именно такое количество работ. Сейчас на выставке представлено 18 мастеров, 120 произведений. Рядом с каждой работой мы можем увидеть биографию художника, которая помогает нам лучше понять его творчество. Сегодня здесь собраны лучшие работы и это не преувеличение, ведь каждая картина здесь — это настоящее произведение искусства, которое оставляет незабываемое впечатление и заставляет задуматься о жизни и её красоте.
Артём Кочарян: Что планируете привнести нового в следующую выставку?
Алёна Круглова: Следующая выставка планируется Россия – Китай. С представителями Китая мы уже договорились. Это будет совместная международная выставка.
Артём Кочарян: Как на Ваш взгляд прошла церемония открытия этой выставки?
Алёна Круглова: Великолепно. Я очень рада.
Артём Кочарян: Ожидали большего или меньшего?
Алёна Круглова: Нет, ожидала ровно столько же, сколько получила. Отклик зрителей на выставку просто потрясающий. Мы работали над этим проектом целый год, но основная часть работы была сделана в последние два месяца. И всё же, результат превзошёл наши ожидания. Думаю, мы справились. Оформление выставки современное, развеска работает на все сто, а освещение создаёт идеальную атмосферу в галерее. Нет ни одной работы, которая была бы лучше или хуже других. Каждая зона выставки уникальна и интересна по-своему.
Артём Кочарян: Наверное нужна хорошая охрана для таких ценных экспонатов?
Алёна Круглова: Конечно. Здесь всё под охраной, под камерами 24 х 7. Мы на себя берём всю материальную ответственность за хранение экспонатов.
Артём Кочарян: Насколько было трудно собрать художников для участия в выставке?
Алёна Круглова: С 2019 года я стала активно заниматься акварелью и полностью погрузилась в этот удивительный мир. Я не только полюбила этот вид искусства, но и обнаружила, что во всём мире существуют акварельные фестивали, где люди делятся своими талантами и наслаждаются красотой этой техники. Однако, к моему удивлению, а в Москве такого события ещё не было.
В 2019 году мы решили исправить эту ситуацию и создали Творческое объединение «Мир Современной Акварели», а также провели первый международный акварельный фестиваль. Это было невероятное событие, которое поразило нашу публику. Мы получили множество положительных отзывов и поняли, что такие мероприятия необходимы не только нам, но и всем любителям акварели в Москве. С тех пор мы организуем акварельные фестивали ежегодно. Наш формат разнообразен: от международных, российских и московских, до конкурсных.
Артём Кочарян:Вы специализируетесь именно на акварели?
Алёна Круглова: Из художника, я давно выросла в крепкого организатора. Как куратор, я не только занимаюсь акварельными проектами, но и делаю выставочные проекты в мире фотографии и других направлениях. Однако, акварель всегда остаётся особенной для меня, она всегда будет близка моему сердцу.
Артём Кочарян: Вы позиционируете себя только как организатор или ещё рисуете?
Алёна Круглова: Здесь на выставке представлена моя большая акварельная работа — пятиптих «Регата». Но для меня акварель в большей степени хобби, а моё творчество, душа – это организация таких вот выставок для вас.
Артём Кочарян: Вы же не одна это делаете, есть какой-то коллектив?
Алёна Круглова: Есть помощники, но когда есть «локомотив» всегда проще за ним идти. Я горжусь тем, что я «болею» и «живу» своими проектами — это помогает мне преодолевать трудности и достигать своих целей.
Артём Кочарян: Все партнеры, которые одаривали подарками участников выставки являются так же и спонсорами выставки?
Алёна Круглова: Они выступили здесь и спонсорами, и партнёрами – огромная им за это благодарность. Все вложили толику себя в становление этой выставки. Со многими мы сотрудничаем с 2019 года, с самой первой выставки.
Артём Кочарян: Насколько популярна, по Вашему мнению, сейчас в России акварель?
Алёна Круглова: Сейчас акварель переживает переломный момент. Был у нас переломный момент — серебряный век в 20-е годы XX-го века, а сейчас мы тоже также переживаем переломный момент в акварели. Сейчас происходит «бум» акварели по всему миру. Акварель занимает свою позицию, свою нишу. Она уже не та акварелька, которая была просто «подмалёвком для большой работы маслом». Она уже самодостаточная, на высокой ступени развития, готовая бороться за свои права в мире искусства.
Артём Кочарян: Как Вы считаете, благодаря чему так получилось?
Алёна Круглова: Благодаря изменению техники, появлению более современных пигментов, устойчивых к выцветанию, появлению новых материалов для работы с ней и конечно современному художнику, который посмотрел на акварель под другим углом.
Артём Кочарян: Может ли это быть по причине разных свойств акварели и масла как материала, их мерам экологичности, устойчивости и т.п.?
Алёна Круглова: Про устойчивость, как раз, мы обговорили ранее. Акварель и масло — это два мира, которые не просто сосуществуют, а оживают в своих уникальных формах. Масло, с его густотой и глубиной цвета, позволяет художникам создавать многослойные композиции, которые радуют глаз и вызывают восторг.
Но акварель, она словно живая вода, которая требует мгновения откровения. Каждое прикосновение кисти к бумаге — это танец, в котором краски сливаются и строят новые миры. Эти две техники — это не соревнование, а скорее диалог.
Артём Кочарян: Алёна, благодарю за интервью!
Интервью автора статьи Артёма Кочаряна с художником-акварелистом мирового уровня Еленой Базановой:
Артём Кочарян: Где Вы учились своему мастерству? Какие свои работы представили на данном мероприятии?
Елена Базанова: Закончила в 1992 году мастерскую книжной графики А.А. Пахомова в Санкт-Петербургской Академии Художеств имени Ильи Репина. Привезла в Москву свои крупные работы, некоторые из которых программные.
Артём Кочарян: Какие есть особенности в Вашей акварельной технике?
Елена Базанова: Работаю в технике по мокрому и по сухому одновременно по сырой бумаге, без белил и резерважа. Где-то я могу писать свободно, где-то довольно точно выполняю рисунок и все светлые элементы выполняю в чистом живом виде без каких-либо технических приспособлений.
Артём Кочарян: Почему Вы отдали предпочтение акварели?
Елена Базанова: Акварель традиционно считается наиболее простым материалом, с которого начинают обучать живописи детей в школах, но тем не менее, акварель связана со стихией воды, она очень подвижна, динамична и, поэтому у многих вызывает стресс, страх, т.к. сложно ею управлять. И чтобы добиться в ней особого необычного результата, надо много тренироваться, чтобы научиться чувствовать этот материал. В связи с этим, акварель считается одной из самых сложных техник. Многие акварелисты считают, что не художник выбирает акварель, а акварель художника. Мы с моими коллегами художниками-акварелистами уверены, что для этого нужно обладать специальным характером, терпением и выдержкой и, в то же время умением быстро оценивать ситуацию и принимать решение во время работы.
Артём Кочарян: На представленной картине есть котенок – это рисовалось с натуры?
Елена Базанова: Да, это позировал мой домашний котенок, которого я запускала пройтись по натюрморту. Живопись картины я начинала со смородины, зная, что потом в ней появится котёнок. Его нарисовала в последнюю очередь. Чтобы смородина не завяла, надо было поспешить с началом живописи, а решение о выборе позы котёнка пришло не сразу., пришлось делать предварительные рисунки. В композиции есть невесомая, как бы падающая веточка смородины. Она создаёт живое ощущение присутствия зрителя при ситуации, когда котёнок проходит по натюрморту и роняет веточку смородины. Эту идею я сразу заложила в композицию натюрморта. На видео есть история создания работы.
Артём Кочарян: Как рисуется эта динамика, по памяти, с фотографии или ещё каким-то способом?
Елена Базанова: А это, как раз, возможно благодаря академическому образованию, умению рисовать, работать по представлению, воображению, нужна серьёзная насмотренность…
Артём Кочарян: Т.е. хорошая тренированная память?
Елена Базанова: Конечно, профессиональная память и очень хорошее владение рисунком. Акварель — это материал, которым выполняется работа. И как материал она вторична. В первую очередь, художник что-либо изображает, опираясь на свой опыт, умение рисовать и решать композицию.
Изначально, у художника есть идея, к воплощению которой он идёт в работе, есть манера автора, есть его технические приёмы. Каждый автор знает наперёд, чего хочет получить в результате. Но в акварели есть и сюрпризы. Она бывает соавтором в исполнении какой-то идеи.
Артём Кочарян: Рисуете ли Вы так же маслом или в каких-либо других техниках или только акварелью?
Елена Базанова: Маслом никогда не работала, то есть пробовала, но поняла, что это не моё. По образованию я книжный график. Во время учёбы в Академии я изучала разные графические техники. И хотя у меня есть уже довольно известные книжные работы в виде детской иллюстрации, которые я выполняю в разных техниках, но всё же я много работаю именно в акварельной живописи. Это вторая моя ипостась.
Артём Кочарян: А легко ли в акварели что-либо корректировать или одно неловкое движение и всё может испортиться?
Елена Базанова: Любые исправления в акварели могут быть очень трагичными для самой работы. Поэтому вся программа действий выстраивается наперёд. Я уверена, что каждый акварелист знает точно, что и как он будет писать шаг за шагом.
Артём Кочарян: Елена, благодарю за интервью!
Выставка продлится до 1.12.2024. Каждый день проводятся мастер-классы художников-участников выставки, но билеты на такие мастер-классы раскупаются мгновенно.
Подробнее с выставкой, её участниками и мастер-классами вы можете ознакомиться на официальном сайте выставки.
На церемонии открытия выставки побывал Креативный директор Арт-журнала musicfirework.com Артём Кочарян.
Фото — Артём Кочарян и Творческое объединение «Мир Современной Акварели».
Обложка — Творческое объединение «Мир Современной Акварели»