Сегодня мы разговариваем с гитаристкой и композитором Алиной Юдаевой. Алина придумала совершенно новый музыкальный жанр – инструментальную оперу. И первый такой опус под названием «Ёжик, который принёс клей» сразу стал очень популярным среди интернет-слушателей. Сейчас Алина пишет уже свой пятый сольный альбом. Своими мыслями о ёжиках, сложностях репетиционного процесса и интернет-конкурсах она недавно с нами поделилась.
— Алина, здравствуйте! Расскажите о начале своего творческого пути. Как Вы пришли в музыку?
Алина: 14 февраля 1971 года! А если серьёзно, то сложно сказать. Года в два меня мама куда-то вела, а потом я сама шла. Только не знала, что иду в музыку, просто занималась тем, что мне интересно и всё.
— Почему Вы выбрали гитару, а не фортепиано или арфу, например? Почему не стали певицей, как многие мечтают? Ведь гитара у многих ассоциируется как мужской инструмент?
Алина: Я не выбирала, просто всегда мечтала, сколько себя помню. А у кого, что с чем ассоциируется — мне не важно.
— В каком возрасте Вам захотелось быть именно гитаристкой?
Алина: Как себя помню.
— На каких инструментах ещё играете?
Алина: Начинала в детстве как пианистка. Сейчас приходится осваивать разные инструменты. Играю на бас-гитаре, немного на перкуссии, клавишные разного рода, осваиваю флейту.
— Когда Вы начали сочинять свою музыку?
Алина: Когда начала собирать группу. В 1991 году. Была необходимость в материале.
— Откуда черпаете вдохновение?
Алина: Не черпаю. Считаю, что надо писать – пишу. Главное, чтобы здоровье не подводило и силы были.
-Сколько у Вас альбомов?
Алина: Можно это и так назвать.)) Четыре записанных программы и готовлю пятую. Надеюсь к середине сентября доделать.
-Почему преобладает инструментальная музыка? Вы не любите песни?
Алина: С текстами проблема просто. И с правами в дальнейшем.
-Вы учились композиции? Вообще расскажите о Вашей учёбе? Нужна ли учёба, изучение всех этих законов гармонии, контрапунктов, аранжировок для полноценного творчества и выражения своих идей? Не сковывает ли она воображение?
Алина: Отдельно композиции не училась. Просто хорошо училась в учебных заведениях, попутно брала уроки, а так же занималась самостоятельно по программе. Литературы много, можно читать, выполнять задания и т.д. А так же практиковаться постоянно и слушать много разной музыки. Тогда шанс есть. По поводу воображения: если оно есть, то его ничем сковать невозможно. Наоборот, владение разными выразительными средствами может стимулировать фантазию.
-Кто Ваши музыкальные кумиры? На кого Вы равнялись или равняетесь? Или же надо быть самим собой, чтобы создавать именно свою индивидуальную музыку, свой стиль?
Алина: Не помню, чтобы на кого-то равнялась. Любимых музыкантов очень много, перечислять придётся довольно долго. Возможно, их влияние как-то чувствуется, мне сложно судить. Самим собой надо всегда быть и пытаться создавать что-то своё по возможности, конечно.
-Где можно услышать Ваши произведения помимо интернета?
Алина: Когда-то можно было услышать в торговых точках. У меня были договоры. Ещё на концертах. Правда, они не часты, сложно пока с этим.
-Почему так редко играете живые концерты? С чем это связано?
Алина: Мороки много.))) Сил не хватает на репетиционный процесс, на организационные проблемы. Поэтому пока не рвусь. Но и не отказываюсь, если попадается какое-то интересное предложение.
— Считаете ли Вы, что музыка может существовать исключительно в виде студийных работ, что можно обойтись и без живых концертов?
Алина: Музыка может существовать в любом виде. А музыканту без живых концертов нелегко. Интернет-аудитория и аудитория концертная пересекаются процентов на десять. И если посетителей концертов можно затащить в сеть и продолжить общение там, то наоборот, как мне показалось, не получается.
-Многие музыканты сейчас жалуются на спад на рынке музыкальной индустрии. Плохо продаются диски, потому что есть интернет. Да, и вообще, стало сложно записывать и продвигать музыку. Многие музыканты становятся одновременно и бизнесменами, продюсерами и менеджерами себя самого. С чем это связано, как Вам кажется?
Алина: Время сейчас такое. Записывать музыку как раз легче. С развитием компьютерных технологий каждый может оборудовать у себя дома студию. И насколько она будет функциональной, зависит только от её хозяина. Другое дело, что, да, музыканту приходится быть и исполнителем, и продюсером. А зачастую ещё и самому себе импресарио. Всё это совмещать весьма нелегко. Хорошо это всё или плохо покажет время. Может быть, как раз произойдёт естественный отбор и останутся только самые мотивированные. А может быть наоборот, мы захлебнёмся в потоке некачественного контента, среди которого очень нелегко выбрать что-то стоящее.
-Что ждёт тех людей, кто не может жить без музыки? Станет ли музыка исключительно привилегией богатых и хобби для бедных?
Алина: Почему это? Музыка была и будет привилегией тех, кто её любит. Так всегда было, так всегда и будет.
-Вам никогда не хотелось поменять род своей деятельности?
Алина: Нет. Я больше ничего не умею.
— Вы преподаете. Считаете ли Вы, что преподавание — это тяжкий крест для музыканта, что это просто зарабатывание денег? И что если бы была возможность, то многие музыканты не делали бы это, а занимались исключительно творчеством?
Алина: Я преподавателем музыки не мечтала стать изначально, это верно. Жизнь привела на музыкальный факультет педагогического университета. Там меня буквально заставили работать в музыкальной школе. Оказалось, что это интересно. Мне кажется, что если преподавание в тягость, то лучше найти другое занятие. Слишком большая ответственность. В наше время музыканту есть чем заработать: устроиться в гастролирующий коллектив, стать студийным музыкантом, делать аранжировки, играть на улице, работать в музыкальном магазине, в конце концов. Профессионал не пропадёт, на мой взгляд. Хотя, дай Бог ему сил.))
-Гордитесь ли Вы своими учениками? Есть ли среди них перспективные товарищи?
Алина: Талантливых немало. И большинство из них очень симпатичные люди. Насколько перспективные — не могу сказать, потому что я являюсь частным репетитором и занимаюсь в основном с теми, кто хочет играть, как говорят, «для себя». У многих уже есть профессия, своя колея в жизни, и переформатироваться будет нелегко, а большинству это и не нужно. Зато они станут профессиональными слушателями, чего у нас тоже немного. Невысокий уровень исполнителей отчасти можно объяснить невысоким уровнем подготовки слушателя.
-Почему у Вас кругом ёжики? И Вам постоянно их дарят – плюшевых, рисованных и т.д.? Эта тенденция появилась после альбома «Ёжик, который принёс клей» или так было всегда?
Алина: Да, после «Ёжика». Во времена «Морского Оркестра» была другая тенденция: дарили динозавров. Потому что у нас была песня, которая начиналась словами: «По полю, где гуляют динозавры». Очень эта фраза всех цепляла.
-Почему Вы там назвали альбом? Это необычно. Как пришло это название?
Алина: Это должен был быть мюзикл по мотивам анекдота. Потом он превратился в инструментальную оперу.
— Вы принимали участие в конкурсах?
Алина: Принимала. Ещё в пору «Морского Оркестра». Ничего у нас на конкурсах путного не выходило. Зато на фестивалях давали жару. Сейчас тоже принимаю участие иногда, в интернет-конкурсах, в основном. Хотя, перестала всерьёз к этому относиться.
-Какие у Вас дальнейшие творческие планы?
Алина: Жить насыщенной жизнью! Чего и всем желаю.
Юлия Калашникова
Фото из личного архива Алины Юдаевой
Алина в сети: