IAGOBA FANLO (cello), PABLO AMOROS (piano)
SPANISH CELLO SONATAS
IBS CLASSICAL — 2017
В 2017 году испанские музыканты Ягоба Фанло и Пабло Аморос выпустили диск «Spanish Cello Sonatas» («Испанские виолончельные сонаты»). На релизе представлена музыка XX века для виолончели и фортепиано, написанная испанскими композиторами так называемого «Поколения 27» (исп. «Generación del 27»).
Открывает альбом соната Симона Тапиа Кольмана (1906 – 1993) — испанско-мексиканского скрипача, композитора и музыкальный педагога. 4-х частное произведение было создано в 1958 году и вобрало в себя элементы фольклорного направления ранних работ композитора и призыв начинающейся эры атональной музыки. Соната посвящена виолончелисту Адольфу Однопозоффу, родившемуся в семье русских эмигрантов в Аргентине, и его жене пианистке Берте Губерман. Ломаные мелодии, нервный пульс, взвинченность и устремленность в неизведанное – таково начало сонаты, её первая часть (Moderato). Затем приходит умиротворение и томность второй части (Largo). Как будто это уже совсем другое произведение в ином стиле, иной эпохи – так не похожи части. И это интригует. Третья (Giocoso) и четвёртая (Vivo) части сонаты снова возвращают первоначальное направление и настрой музыки.
Соната Роберта Герхарда (1896 – 1970) написана уже в традиционной трёхчастной форме. Она трансформирована из его же сонаты для альта и фортепиано. Как и в сонате Кольмана, вторая медленная часть (Grave) переключает восприятие слушателя на другую волну. Хотя здесь эта волна более мрачная. Партия фортепиано звучит, как эхо на фоне рефлексирующего монолога виолончели. Тончайшее пианиссимо Пабло Амороса плетёт таинственное кружево, постепенно совсем растворяясь в конце. И это одновременно с изумительным пиано виолончели Ягоба Фанло. В третьей части (Molto vivace) можно уловить интонации испанской музыки.
«Интродукция и вариации» Сальвадора Бакарисса (1898 – 1963) – мировая премьера записи этого произведения. Более классическая, спокойная и мелодически насыщенная пьеса даёт иное представление об испанской музыке. Изначально пьеса была написана для скрипки и фортепиано, но вскоре последовало и её переложение для виолончели и фортепиано. Оригинальный вариант (для скрипки и фортепиано) впервые был представлен публике 14 апреля 1959 года в Париже. Если в сонатах Кольмана и Герхарда представлен равноценный дуэт виолончели и фортепиано, то в «Интродукции» фортепиано отводится более скромная роль сопровождения.
В «Адажио и фуге» Марии Терезы Прието (1896 – 1982) снова устанавливается равноправие инструментов. Баховские традиции контрапункта явно прослеживаются здесь одновременно с вливанием авторского видения композитора, в котором опять же можно услышать интонации испанской народной музыки. Филигранность исполнения Фанло и Амороса своих партий сочетается с чутким взаимодействием, так необходимым в ансамбле, исполняющим полифонию. Это тоже премьерная запись произведения.
Завершает диск трехчастная соната Родольфо Халффтера (1900 – 1987), также посвящённая Адольфу Однопозоффу, который впервые и исполнил её 26 апреля 1961 года в Вашингтоне. Эта соната также дышит «испанскими» мотивами. Её настроение более светлое, чем начало диска.
Современная испанская музыка, в интерпретациях Ягоба Фанло и Пабло Амороса, оказывается такой разной, как и композиторы, её создавшие. Но одновременно в ней повсеместно присутствует еле уловимый общий интонационный порядок, отсылающий к испанской музыкальной традиции. И это единение впечатляет.
Юлия Калашникова
Ягоба Фанло — http://www.iagobafanlo.com/
Пабло Аморос — http://www.pabloamoros.com/