EMANUEL MOÓR
CONCERTO FOR TWO CELLOS. SUITE FOR FOUR CELLOS. CELLO SONATA
SEBASTIAN HESS. DAVID STROMBERG
NÜRNBERGER SYMPHONIKER. RUDOLF PIEHLMAYER
OEHMS CLASSICS — 2020
Открытие и напоминание широкой публике о потайных сокровищах классической музыки — благородная и увлекательная миссия.
Одной из таких жемчужин второго эшелона является венгерский композитор и изобретатель Эмануэль Моор, чьи избранные сочинения представили нам в 2020 году немецкие виолончелисты Себастьян Гесс и Дэвид Штромберг совместно с Нюрнбергским симфоническим оркестром под управлением Рудольфа Пильмайера.
Музыканты невероятно уловили дух времени, поскольку Моор творил в первой четверти прошлого, ХХ века — а сегодня, в начале XXI-го, слушатель вновь требует мессианского напряжения и сдержанного трепета, так свойственных в немалой доле, в том числе и его произведениям.
Потрясающе объёмно сведённый альбом включает три опуса: Концерт для двух виолончелей с оркестром ре-мажор соч. 69, Сонату для виолончели и фортепиано ля минор соч. 53 и Сюиту для квартета виолончелей до мажор соч. 95 . При такой композиции плавно уменьшающееся число инструментов всё более концентрирует и в своём роде воспитывает ухо, способствуя чувственному обогащению.
Концерт из четырёх традиционных частей — максимально насыщен аутентичным духом «позднего романтизма», который и характеризовал автора, принадлежавшего к плеяде последователей и дискутаторов Вагнера. Яркие и острые переходы темпов, партий и настроений от одной части к другой — создают впечатляющую картину и заставляют слушателя пуститься в пламенные приключения.
Трёхчастная Соната — окунает вглубь сознания камерным изыском. Скрупулёзно расставленные композитором и выдержанные исполнителями акценты передают напряжённый внутренний диалог.
Каноническая, казалось бы, «квадратная» Сюита — в трактовке Моора и виолончелистов преображается в исполненное нежности и даже лёгкого смятения признание, благодаря тонким решениям в гармонии.
Как справедливо отмечено в буклете о многих музыкантах-участниках, они глубоко проникают в концепцию и тонко чувствуют дух произведения. Все также имели определённый опыт работы в барочных жанрах и увлечённость барочными инструментами, что, безусловно, поднимает их камерное мастерство на практически недосягаемый уровень.
Анастасия Лапардина